Top Facts - последние новости дня Украины и мира

Не забудьте поделиться материалом:


Аватар пользователя yaroslavna
Опубликовано yaroslavna в January 26, 2015
 фильм секреты бандеры

События, захлестнувшие Украину потоками пролившейся крови за свободу и независимость своей страны, подняли на щит, затерявшийся в буднях мирного времени, образ Степана Бандеры. Российская пропаганда преуспела в этом направлении, сами того не ведая, придавая все большее значение образу украинского националиста Степану Бандере. В текстах и сюжетах российских СМИ чаще стали появляться слова, напрямую свидетельствующие об интересе к национальному герою Украины, окрестив патриотически настроенных украинцев – «бандеровцами». Следом потянулся целый шлейф синонимов, характеризующих рождение новой Украины под знаменем украинского националиста. Впрочем, в последнее время, по числу запросов в Википедии, имя Степана Бандеры бьет рекорды поисков. Для людей творческих профессий открылось огромная площадка для творений.

Автору и сценаристу нового фильма «Секреты Бандеры» Светлане Усенко, на сей раз не повезло. Увиденное на экране и озвученное в картине стало настоящим шоком для истинных ценителей истории и просто людей, которые еще помнят о событиях тех незапамятных лет, когда борьба за независимость Украины ассоциировалась с именами проводников этой идеи. Автор дважды наступила на, те же грабли, и преподнесла образ Степана Бандеры под углом своего мировоззрения и с высоты полета своей мысли. Получилось, примерно, также, как и в истории с выходом в свет ее предыдущего «шедевра» - «Тайны гения Шевченко». Хотела написать образ, как бы от земли, образ обычного человека, не демонизируя и не героинизируя личность своих персонажей. А получилось, что зритель увидел не того персонажа, не того героя и просто его не узнал.

Между тем, в Украине - война. Война России против бандеровцев. Поэтому это - и Богу свечка, и черту кочерга - сегодня не нужно. Потому что раздражает друзей, радует врагов и дезориентирует тех, кто не определился.

Недавно одна из газет опубликовала интервью с кандидатом исторических наук, президентом фонда «Летопись УПА», научным сотрудником института украиноведения имени Крипякевича НАН Украины Николаем Посивничем. Он рассказывает там так много интересного о Бандере, что замысел создателей фильма «Секреты Бандеры» тускнеет.

Отличался Степан феноменальной памятью. Пел в церковном хоре, знал наизусть «Кобзарь» Шевченко

В коротком изложении событий того времени и его героев, он рассказал, что в системе воспитания ОУН было неписаное правило - создай себя сам. Собственно, так и делал еще маленький Степан. Мальчика воспитывал дедушка - отец Глодзинський, потому что отец-священник был занят религиозными и общественными делами. Дедушка развивал таланты парня и закалял волю. Отличался Степан феноменальной памятью. Пел в церковном хоре, знал наизусть «Кобзарь» Шевченко.

Степан имел рост 159 см, от рождения был очень болезненным - имел в суставах водянистые пузырьки, ходить ему было трудно. Поэтому пришлось постоянно закаляться. Эта воля преодолевать трудности способствовала тому, что он стал лидером в своей среде и стал «пластуном», выдерживая тяжелые походы. Любил бег, прыжки. Был левшой, и, несмотря на малый рост, хорошо играл в баскетбол, а еще занимался боксом, вольной борьбой, джиу-джитсу, хорошо ездил на лыжах. Умел играть в «симулянтку» - игру, когда одновременно нужно было играть в шахматы с пятью-шестью противниками.
Бабка Степана Розалия приучила его к простой деревенской работе и бережливости. С детства, зная хорошо математику, давал частные уроки, и тем зарабатывал.

В доме Бандеры часто собирались выдающиеся деятели Галичины, депутаты Венского и Галицкого сеймов. Семья имела большую библиотеку. С пяти лет Степан Бандера уже много читал.

Отец Андрей Бандера был не только священником, но и известным общественным деятелем, депутатом. Был делегатом при объединении ЗУНР и УНР ...Семья Бандеры в родном селе поддерживала общество «Просвита», любительские кружки, хоры. Степан Бандера хорошо пел, играл на фортепиано, гитаре, писал частушки, колядовал. В то же время в школе учился плохо, потому что польские профессора в Стрыйской гимназии скептически относились к нему. Делали так, чтоб он не смог сдать экзамен по польскому языку.

Интересно также, что именно Бандера говорил о необходимости не проигрывать и в информационной войне. Для этого он часто поднимал, скажем, тему Голодомора.
Степан Бандера имел хорошие ораторские способности - умел говорить так, что молодежь его слушала. Бандера считал, что нет плохой молодежи, есть плохие воспитатели. Собственным примером показывал, что не стоит употреблять алкоголь и курить.
«Феномен Бандеры начала 30-х годов заключается в том, что он был талантливым менеджером, я бы даже сказал - пиарщиком. Умел организовать людей и дать ту работу, которую они могли выполнить. Системно «расставлял» людей », - говорит историк М. Посивнич.
Так формировался универсальный солдат и символ украинской несокрушимости.

На этот счет у Светланы Усенко есть свои аргументы:

«Мне кажется, что фигура Бандеры слишком преувеличена в истории, как негативными суждениями, так и позитивными. Он не сыграл той роли в истории, которую приписывает ему большинство исследователей».

Впрочем, сам Бандера как-то сказал, что « самый большой вызов в моей жизни – стать символом движения. Примером быть тяжелее».

После просмотра фильма, в Фейбуке началась полемика и дискуссия по этому поводу.

Первыми отреагировали братья Капрановы.
По их мнению, фильм является, чистой воды, провокацией и призвали Институт национальной памяти высказаться по поводу недопущения таких подходов в исследовании украинской истории с явными признаками «киселевщины».

Директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятковский

« Название фильма "Секреты Бандеры" не случайно. Авторы постоянно пытаются раскрывать секреты: «мы откроем эту тайну прямо сейчас» звучит рефреном на протяжении всех трех часов. При этом открытие подают как общеизвестные факты, а когда этого недостаточно - сенсации придумывают. Документы - только антураж в фильме, главным источником которого являются сплетни. Грубые ошибки, невнимание или даже пренебрежение к важным деталям в воспроизведении прошлого - стиль, который приближает фильм к стандартам любовно-исторического чтива для дам, а не документального исследования.

Наконец, где бы ни блуждал любознательный глаз автора фильма (в родном доме Бандеры, в местах, где он учился, боролся или отбывал наказание) больше оно задерживается на ... его постели. Зато, нераскрытыми после просмотра фильма, останутся секреты, как «закомплексованный, амбициозный, физически слабый, с замашками садомазохизма» Бандера, который «не имел никакого отношения к созданию повстанческого движения», потому что «до последнего верил немцам», стал одним из создателей и руководителей самой мощной подпольной организации в нашей истории, символом масштабного антисоветского движения сопротивления в истории Европы.
Почему мастерски изображенного в фильме «ненужного бабника», что «делал детей своим секретарям» и «утонул в эмиграционных разборках», всемогущий КГБ так хотел уничтожить, что послал своего киллера на опасную операцию ликвидации, которая в конце стоила чекистам огромных имиджевых потерь? Почему этот невысокий, невзрачный мужчина еще при жизни стал героем народных песен и через полсотни лет после смерти остается главным антигероем российской антиукраинской пропаганды?

Уверен - фильм рассчитан на раскручивание скандала, цель которого, удерживать внимание к нему после заключительных титров. Не имею никакого желания помочь в реализации этой задачи».

Бандера искусно сохраняет свои тайны? Или просто ждет внимательного исследователя?

Сергей Адамович, доктор исторических наук, профессор ПНУ им. В. Стефаника:

«Каждая нация имеет своих исторических героев. Меморализация национально-освободительной идеи является важной составляющей формирования исторического мировоззрения украинцев. Фильм «Секреты Бандеры» есть, как минимум, проявлением не профессионализма работы канала «1 + 1», а как максимум - вредительством в условиях войны. Согласиться с первым трудно, а значит, мы имеем дело с проявлениями информационной войны против Украины.

Профессиональные историки пользуются определенными моральными императивами, которые не позволяют публичное копание в личной жизни людей, а оценивают историческую фигуру с точки зрения ее вклада в общественную жизнь. Вероятно, что у любого человека можно выявить недостатки и подать их под нужным для кого / чего углом зрения. Но это уже будет не история, а пропаганда и агитация (в этом случае направлена против нашей страны).

Чтобы прочно укоренить в мыслях зрителей именно эти «истины», авторы щедро используют нечестные журналистские приемы - карикатурные инсценировки, намеки и гипотезы, ловко подмешивая сомнительного качества «пикантные подробности» личной жизни к фактам, что действительно имеют историческое значение. А еще привлекают филологов, которые берутся объяснить семантику фамилии - и получается, что фамилия Бандера означает «балда», разбойник и вор».

Официальное заявление историка Ивана ПАТРИЛЯКА, которого пригласили стать консультантом ленты:

« В конце июля 2014 ко мне обратилась журналистка Светлана Усенко, которая сообщила, что работает над документальным проектом о Степане Бандере и предложила сотрудничество. Имея уже большой опыт работы в сфере исторической кино документалистики, я согласился. Сначала мне было сообщено, что фильм должен выйти на экраны 14 октября. С. Усенко прислала сценарий 1-й серии, затем - 2-й и 3-й. Я аккуратно правил, дописывал, комментировал, указывал на ошибки (все электронные варианты поправок у меня есть). Правки отправлял автору, которая уверяла, что поправляет текст.

Когда же на телеканале «1 + 1» начали демонстрировать рекламу будущего фильма, то сначала подумал, что речь идет о каком-то другом проекте, потому что не мог даже в страшном сне представить, что проект С. Усенко завершили без меня, не показали ни переработанного и полного сценария, ни смонтированного материала.

Когда начал смотреть «шедевр», то испытал шок, особенно прочитав, что я - консультант картины. Впервые за последние 15 лет моего сотрудничества с кинодокументалистами, я столкнулся с таким вопиющим безобразием. Даже мелкие студии всегда прислушиваются к консультанту, заново по требованию консультанта снимают и монтируют сюжеты, обязательно показывают конечный продукт. Я оказался совершенно удивлен такой странной формой «сотрудничества» между автором проекта и консультантом, поэтому вполне оставляю на ее совести такой стиль работы, как и его конечный результат».

Читаем еще сообщения:

« ... непонятное кинишко ... Молодой человек так и не понял, кто такой Бандера. Кем он был: героем или ... ба ... даже психически больным. А люди, которые имеют понимание о Бандере, испытывают тупую «пропаганду», вкладывание в головы того, что правдой не является ... чувствуется фальш ».

«Это в стиле бузины. Берется несколько фактов, примешивается ведро дерьма и подается в авторской интерпретации. Нам интересна историческая фигура и ее деятельность. А нам показывают подборку сексуальных извращений. Причем, они в основном в голове у автора ».

Нашлось и такое мнение, оправдывающее и подход, и фильм:

«Какие здесь вопросы. Среди историков есть разные мнения. Они имеют право отражать все мысли, что является евро-либеральной ценностью. Хотите в Европу - терпите ».

В Европу хотим, но не такой ценой. Потому что даже европейцы «до мозга костей» не готовы говорить о гипотетическом внебрачном сыне Бандеры, которого автор ленты «разыскала», и это мы также видим в фильме. Им это не нужно. Для них это неэтично.

Источник: blitz.if.ua.

Категория: 

Подписка

Оставайтесь с нами