Top Facts - последние новости дня Украины и мира

Не забудьте поделиться материалом:


фильм сергея лозницы  - майдан
Аватар пользователя yaroslavna
Опубликовано yaroslavna

Премьера украинской документальной ленты Сергея Лозницы «Майдан» на кинофестивале в Каннах наделала много шума. И хоть этот фильм не участвовал в конкурсе, он стал одним из ключевых событий киносмотра.
Показателями интереса к картине стал аншлаг на фестивальном просмотре, а также то, что журналисты выстраивались в очередь, чтобы взять у Лозницы интервью и из первых уст услышать правду об украинской революции.

На набережной Круазет украинский режиссер чувствует себя, как рыба в воде — его фильмы дважды попадали на каннский конкурс. Правда, в 2010 году его игровой дебют «Счастье мое», полный жестоких сцен роуд-муви о жизни и нравах постсоветской глубинки, остался без наград. Зато историческая драма 2012 года, снятая по мотивам одноименной повести Василия Быкова, принесла украинцу приз Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ.

Я осознал, пока делал фильм, что политиком был народ

Последняя его работа Майдан — это фильм о событиях прошедшей зимы, эпицентром которых стал киевский майдан Незалежности. После показа в Каннах дистрибуторы из США, Австралии и стран Европы засыпали автора картины запросами на покупку прокатных прав. Украинская премьера ленты состоится в июле на кинофестивале в Одессе.
Последние 13 лет режиссер живет в Берлине, но его участие, его непосредственная близость с героями современной Украины, заняла достойное место в его творчестве.

«Я работаю и живу там, где меня застают обстоятельства, мысли, темы,— практически по всему европейскому пространству. Сейчас я приехал в Берлин из Канна. До этого был в Амстердаме, где мы заканчивали работу над фильмом Майдан. До Амстердама я провел около двух месяцев в Вильнюсе — там живет мой звукорежиссер, там у нас студия, где мы делаем звук. До этого я был в Индии, проводил там мастер-класс. Я все время перемещаюсь, и мой график расписан на полгода точно. Скоро я поеду снимать следующий фильм в Ригу».

Отблески российской пропаганды

В разговоре с журналистами из многих европейских стран меня поразило, что все таки пропаганда — назовем ее коллективная Russia Today — достигает своей цели. Потому что во многих вопросах звучала тема, навязанная этой пропагандой. Например, Правый сектор и национализм-фашизм.Такое положение вещей свидетельствует о слабости украинских медиа и о недостаточной эффективности контрпропаганды.

Майдан, как бесценный исторический материал

Я приехал 15 декабря. Раньше не мог — заканчивал работу над предыдущей картиной. Снимать начал сразу. Мы приехали вечером — как раз проходил концерт "Океана Ельзы". Съемки начали с утра на следующий день, был митинг, снимали часов по 15 в день.
Сразу стало понятно, что мы имеем дело с безумно интересным зрелищем. Майдан, словно магнит, притянул творческую энергию Украины. Я понял, что, если по каким то причинам не получится сделать картину, это необходимо снять как бесценный исторический материал.
Тогда еще подумал, что эта история будет развиваться дальше, у меня было предчувствие жесткого и долгого противостояния.
Последние съемки прошли в марте. Если говорить о событийной линии, то можно сформулировать очень просто — люди собрались в знак протеста против правительства, противостояние длилось три месяца, и митингующие свергли правительство и президента. Вот, собственно, сюжет картины. Но за этим стоит мифология. Это событие эпического масштаба, сама картина — это возможность сделать эпос.
Тема фильма — цена, которую, к сожалению, человек вынужден платить за, казалось бы, для многих абстрактные понятия, делающие человека человеком,— свободу и достоинство. Это цена достоинства.
Событие свершилось, вы его уже назад не сможете отмотать. То, что закончилось 22 февраля, стало историей. Это теперь навсегда вписано в украинскую и европейскую историю и очень долго будет влиять на то, что произойдет дальше.

Пришло время учиться защищать свою страну

Мы переживаем сейчас момент привыкания к агрессии, насилию, оружию, смерти — к войне вообще, и это ужасно. С другой стороны — ничего сделать нельзя, поскольку страна находится под ударом со стороны близкого соседа. Доказательств этой агрессии уже более чем достаточно. Может быть, тем, кто не хотел бы об этом слышать, этих доказательств не хватает. Необходимо уметь защищать свою страну. Тут нет другого выхода — либо вы жертва оккупации, либо вы отстаиваете свое право на независимость.

Мы делали перезапись звука в Нидерландах, и несколько голландцев посмотрели фильм. Они, естественно, были восхищены и поражены этой историей, но каждый из них задался вопросом: “А можно ли собрать полмиллиона голландцев, которые будут петь национальный гимн с таким трепетом и восторгом?” Тот же вопрос возник и у немцев —для Германии эта немыслимая ситуация может происходить разве что на футбольном поле.
Я немного их успокоил, напомнив, что их общество уже пережило этот этап развития столетия назад. С точки зрения общественного развития они живут уже в другом измерении. И тем не менее происходящее сегодня в Украине будоражит и западноевропейское общество, напоминая о том, что те ценности и права, которые их граждане воспринимают сейчас как данность, нуждаются в защите, а в некоторых странах они еще даже не сформировались.

Не так давно была пресс-конференция захваченных офицеров ОБСЕ, и мы присутствовали при минуте позора, когда немецкий офицер говорил о том, что находится в гостях, и что у них комфортные условия — есть, мол, даже кондиционер. Как военный офицер, он получает деньги за то, чтобы быть готовым умереть за честь и славу, за независимость своей страны.
Но в данную минуту он нас обманывал, и я не знаю, по какой причине. Он, как офицер, дорожащий своей честью, должен был сказать, что находится в плену у террористов, а не в гостях у мэра города Славянска.
Этот случай заставил меня задуматься о том, готова ли в принципе Европа защитить свою независимость? Или в случае агрессии офицеры будут рассказывать о том, что они в гостях?

От советской истории к европейской

Меня интересует период Второй мировой войны и события, которые — произошли в этот период, о которых еще очень мало сказано и которые до сих пор плохо проанализированы и поняты.
Как вы думаете, сколько советских солдат (русских, украинских, грузинских, армянских, татарских, чеченских) служили в тех или иных частях немецкой армии?
В немецких войсках, в том числе подразделениях добровольных помощников, служили примерно 1,2 млн бывших граждан Советского Союза. Я не могу вспомнить пример другой войны, где на стороне противника было бы такое количество жителей оккупированных территорий.
Что было делать людям, которые ненавидели советскую власть? Начинать или не начинать сотрудничать с властью немецкой? После победы Сталина у них не оставалось никакого выбора, потому что Сталин победил фашизм, тем самым обеспечив себя властью до конца своей жизни. И каждый высказавший в тот момент какое либо порицание в его адрес считался бы сторонником самого жуткого режима, который тогда существовал,— нацистского.
На мой взгляд, этот период европейской и советской истории до сих пор не осмыслен. От этого и в учебниках, и в головах людей остается много белых пятен. Что делать, например, с борцами за национальную независимость? Что делать с движением УНА-УПА?
Возможность использовать Бандеру как клише, возможность говорить о том, что украинские националисты — это фашисты, существует только потому, что не проведен должный и объективный исторический анализ и до сих пор не понята фигура Бандеры.
Все то, что касается Второй мировой войны— это открытые вопросы. Таковыми остаются голодомор на территории Украины, гражданская война и вообще революция 1917 года.

Истоки национального сознания

Государственная политика может быть только одна — не запрещать и не засекречивать, а всячески способствовать научному освоению материала, публичному обсуждению и формированию понимания исторических событий, лишенного идеологической зашоренности.
Мудрое государство вкладывает деньги в образование и исследования, и в популяризацию результатов исследований. И это была бы мудрая государственная политика. Потому что понимание того, в какой стране ты живешь и какова ее история, дает людям огромную силу правды, осознание своей гражданской и национальной идентичности.

Финал — это самая главная точка в картине

Художественность фильма определяется не жанром и не способом съемки — материала, а его соответствием правилам и принципам художественного действа. Фильм — не просто демонстрация того, что там происходило, а интерпретация, взгляд. Этот взгляд уже присутствует в том, каким образом ты ставишь камеру, выстраиваешь драматургию, какие эпизоды выбираешь и исключаешь, как строишь общую композицию, как заканчиваешь фильм. Потому что финал — это самая главная точка в картине.

Я знаю, конечно, на чьей я стороне, но не имею права эти симпатии демонстрировать или подчеркивать, когда делаю фильм. Художнику необходимо отстранение. Это как в суде — судья не должен быть вовлечен в процесс, чтобы сохранить понимание. Я осознал, пока делал фильм, что политиком был народ. Это простая мысль, но это сложно понять.
Протест в Украине нарастал на почве унижения — это оказался самый мощный двигатель драмы. До сих пор интересно: власть делала это специально или просто была плохо образованна?

«Когда вы хотите выбрать политического лидера, спрашивайте у него не о том, что он хочет привнести в общество, а о том, какие книжки читал и что по этому поводу думает. Все ведь описано давно: суть власти — в Макбете, суть личности — в Гамлете. К сожалению, Янукович — это не король Лир, который в изгнании прозрел и осознал, как был слеп. И к сожалению, такие «януковичи» не прозреют и не осознают всей глубины трагедиии, в которую ввергли целую страну…».

Источник: nvua.net.

Категория: 

Подписка

Оставайтесь с нами