Top Facts - последние новости дня Украины и мира

Не забудьте поделиться материалом:


Илон Маск рассказывает о о новой ракете
Опубликовано Гость (не проверено)

В связи с тем, что меня с утра достают звонками и сабжами в ФБ относительно того, почему часть населения как с бубном и в истерике носится со своим Илоном Маском, хотя всего то полетела какая то ракета, от которой, к тому же (если верить официальным российским СМИ) еще и что то отвалилось, я решил написать короткий текст, в котором просто объяснить – почему я считаю, что запуск «какой то там ракеты причудливого миллиардера» - это по настоящему большой шаг для человечества.

Дороговизна убила все мечты о Луне и Марсе.

1. Начну издалека. Где то в период с конца американской лунной программы (70-ые) и по 90-ые вся мировая космонавтика с разгону свалилась в период глобального кризиса. Вдруг и в США и в СССР и в Европе все разом осознали, что освоение космоса – вещь дорогая и с точки зрения профита – бессмысленная. Лунная программа США чуть не поставила крупнейшую экономику в мире на колени (все 10 лет реализации программы вся страна фактически жила по законам военного времени, мобилизовав все ресурсы), а аналогичная программа СССР почти угробила нашу экономику, так и не дав какого либо эффекта, и только резкий «стоп!» прекратил эту вакханалию. В 80-ые везде активно развернулась дискуссия – зачем нам этот космос нужен? Экономически обоснованного ответа на этот вопрос не было! Единственными заказчиками ив СССР и в США продолжали оставаться военные (все наши станции серии «Салют» и даже «Мир» были военными заказами). Без профита космос угас окончательно. Дороговизна убила все мечты о Луне и Марсе. В отличие от 60-х полеты космонавтов перестали возбуждать, бюджеты и у нас и в НАСА сворачивались, космосом перестали болеть. Все наверно помнят – из моды вышла вся космическая фантастика. И если 70-ые и начало 80-х подарили нам Звездные войны и Стар-трек, то в 90-х космический сайфай угас окончательно.

И главное – все, что можно при запуске вернуть назад – надо возвращать назад!

2. В 2000-х в космической индустрии появляется миллиардер-Маск, который очень четко понимает ключевую задачу – необходимо радикально удешевить доставку груза в космос. Как только это будет решено – потянутся заказчики помимо военных (это и научные исследования, и производство новых материалов, и телекоммуникация, и даже добыча полезных ископаемых на астероидах и пр). Исходя из задачи он сумел сконцентрироваться на конкретной подзадаче №1– разработке одной!! эффективной и мультиплицируемой технологии. Одного!! двигателя и одной!! ракеты. Нужна ракета помощнее? Он не тратит денег на разработку одного большого двигателя, а ставит несколько двигателей на одну ракету. Нужна ракета еще мощнее? – он не проектирует новую ракету, а связывает в одну несколько существующих ракет (это вот уже Фалкон Хэви) и этот пучок запуливает в космос. И главное – все, что можно при запуске вернуть назад – надо возвращать назад! Двигатели, бустеры, головные обтекатели – все взад! Это рецепт №2 дешевого запуска. Сконцентрировавшись на конкретной задаче, состоящей из ограниченного (а не безгранично большого) количества подзадач, он быстро и ограниченными ресурсами достигает поставленной цели.

Был же Сатурн – нафига новая ракета?

3. Так появляется базовая ракета Фалкон 9, которая стремительным домкратом отвоевала себе львиную долю коммерческих запусков, оттеснив тот же Роскосмос на периферию. Ракета с учетом возвращаемой 1 ступени получилась дешевой (даже не смотря на дорогую американскую трудовую силу) и надежной. Но мечта о создании сверхтяжелой ракеты не дает Маску спать. И он создает Фалкон Хэви. Первую!!! сверхтяжелую ракету за 45 последних лет, которую создало человечество после Сатурн-5, на которой амеры летали на Луну. Тут многие скажут – ну и что? Ну был же Сатурн – нафига новая ракета? Во первых – Сатурн ракета бесконечно дорогая. БЕСКОНЕЧНО! И во вторых – утеряна техническая документация (из бумаги в электронный вид никто не переносил – это было никому не нужно), исчезли заводы, которые могли произвести специфические материалы и топливо и т.д. Все! Нет Сатурна! Поэтому с чисто инженерной стороны создание за короткое время сверхтяжа с очень хорошими характеристиками – это выдающийся результат! И сверхтяжа – дешевого!! Доставляющего на орбиту не просто большой груз, а за низкую цену! (за счет возвращаемых ускорителей и 1-ой ступени)

Мечта многих мальчишек из 70-80-х - сооружение окололунной базы

4. И хрен бы с ним с инженерной точки зрения. Ну очередная техническая фиговина – чего с ней так носиться? А вот почему: наличие дешевого крупного носителя превращает абстрактные разговоры о полете на луну и марс во вполне конкретные! Вот в этом главная победа! Главный гуманитарный подвиг! Потому что до этого все разговоры упирались в вопрос «А вы, голубчики», на чем собрались то на Луну лететь?» - и это убивало всю аргументацию! Сейчас ответ есть. И мечта многих мальчишек из 70-80-х - сооружение окололунной базы и отправка пилотируемой миссии на Марс - стала обозримой и технически решаемой за короткий срок.

В США космос стал той поляной, где нация ощущает свое величие.

5. Если чуть откинуться назад и посмотреть широким взглядом, то можно наблюдать настоящую гуманитарную революцию в штатах, активно поддерживаемую правительством (но авторство – все равно за Маском). Космос стал безумно модным (благодаря Маску, его апупенному скафандру, красивому Фалкону и пр!!). Толпы народу идут в астрофизики и космические инженеры. Словив тренд, мы получили ряд забойных блокбастеров, которыми заболели многие миллионы («Гравитация», «Марсианин», «Интерстеллар» и куча звездных войн) и т.д. В США космос стал той поляной, где нация ощущает свое величие (а в техническом плане – именно космос становится драйвером экономики и научно-технической мысли).

Кабриолет с космонавтом под Боуи вместо тестовой нагрузки в виде бетонных блоков? Шикарно!!

6. Про PR – это отдельная песня. Кабриолет с космонавтом под Боуи вместо тестовой нагрузки в виде бетонных блоков? Шикарно!! И Теслу продвинул, и себя любимого, и через Боуи четкий сигнал к тем, кто был мальчишками и в 70-е с восторгом следил за высадкой на луну. Короче это отдельная тема.

Потому у нас в итоге рост числа призывников и контрактников в армии. А у амеров – поступающих на астрофизиков и ниженеров.

7. Что у нас? У нас Роскосмос (40 000 чел) против Спэйс икс (4 000 чел), параллельная разработка нескольких абсолютно разных ракет (Ангара, Союз 5, проект ракеты с Казахстаном + попытка локализовать Зенит), отсутствие стратегии или хотя бы понимания что нам нужно (то мы летим на луну то нет, то нам нужна МКС то нет и пр), туманные мечты о начале работ по сверхтяжу и разбегающиеся комерческие заказчики. А! Да! Достижение! Мы в прошлом году признали (до этого не признавали – говорили что полная херь), что элементы ракет таки надо возвращать. Щас концепцию обсуждаем. Году так к 2040 сделаем опытный экземпляр. И мы до сих пор в кинофильмах сражаемся в американцами. Сражаемся и побеждаем в прошлом!! Что «Время первых» (гонка с амерами за то кто первый выйдет в космос), что «Салют 7» (военная космическая разведывательная станция, которую надо спасать). Потому у нас в итоге рост числа призывников и контрактников в армии. А у амеров – поступающих на астрофизиков и ниженеров. Просто разные задачи.

Автор: Андрей Тимонов
Chief Information Officer (CIO) в ОАО "Концерн Росэнергоатом"

Категория: 

Подписка

Оставайтесь с нами