Top Facts - последние новости дня Украины и мира

Не забудьте поделиться материалом:


Опубликовано root в April 04, 2013

Министерство культуры России отказало в прокатном удостоверении сербскому фильму "Клип", сделав грандиозную рекламу фильму победителю Роттердамского кинофестиваля.

Минкульт РФ ссылается на то, что в фильме "демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера".

История необычная: это первый случай запрета артхаусного фильма. "Клип" молодого режиссера Майи Милош получил главную премию Роттердамского фестиваля и показывался на фестивале Московском – говорят, что там его и посмотрел инициатор запрета – новый заместитель министра культуры Иван Демидов, курирующий сейчас в России вопросы кинематографа.

О том, что решение о запрете принималось Демидовым, говорил Сэм Клебанов, глава компании "Кино без границ", которая собиралась прокатывать фильм "Клип" в России. Компания "Кино без границ" намерена добиваться пересмотра решения, в том числе – если потребуется – через суд. Сэм Клебанов пишет: Запрет проката сербского фильма "Клип" — событие знаковое.

Это первая ласточка новой культурной политики России. Кроме того, этот случай — абсолютный анахронизм: Министерство культуры пребывает в иллюзии, что оно способно кому-то что-то запретить. Единственное, что они могут запретить продюсерам и прокатчикам, — эксплуатировать кино законным образом. Проблема в том, что, если в одном месте убудет, то в другом прибудет: Министерство культуры своим решением поспособствовало последующей жизни фильма "Клип" на пиратских торрентах. Например, сейчас фильм "клип" можно скачать здесь.

Конечно же, пользователи торрентов редко скачивают фестивальные сербские фильмы, ориентируясь в основном на голливудские блокбастеры, но теперь, когда российское Министерство создало такое бешеную рекламу, владельцы торрентов заработают на нем большие деньги. Помимо этого, полагаю, что Минкульт РФ вступил в заочный конфликт с Московским кинофестивалем, на котором фильм был включен в официальную программу. Теперь многие другие крупные фестивали захотят показывать эту картину, так как им не нужно прокатное удостоверение. Я вам гарантирую, что будут забиты не только все места в зрительном зале, люди на люстрах будут висеть, чтобы увидеть его. Несмотря на все это, ни продюсеры, ни прокатчики фильма не смогут его легально эксплуатировать в России. В общем, абсурд".

О том, что говорят о фильме "Клип" в Сербии и что думают о решении российских чиновников, расскажет белградский корреспондент Радио Свобода Айя Куге: "Кинокритики отмечают, что дебютная работа 28-летней Майи Милош стала самой успешной сербской картиной последнего десятилетия. Новаторское и интереснейшее творчество Майи Милош. Фильм "Клип" победил на фестивале Cinema City в городе Нови Сад, а в Хорватии был признан фильмом года в регионе. К этому фильму, как признает сербская пресса, никто не равнодушен. Он "разделил публику на тех, кто шокирован и тех, кто в восторге", "Это фильм, который разбивает многие иллюзии. Майя говорит всю правду о подростках, о которых десятилетиями распространялась неумелая ложь", – пишут белградские газеты. Сообщение о том, что фильм "Клип" запретили в России, вызвало большой интерес в Сербии. Некоторые кинокритики отмахиваются: "решение, вероятно, принял некомпетентный чиновник", или "не будем вмешиваться в культурную политику России".

Но с другой стороны слышны голоса: "Разве запретами можно защитить молодежь от истины?" А на интернет-форумах много тех, кто согласен с решением Москвы: мол, нечего очернять сербскую молодежь и страну!

Майя Милош пока не откликнулась на известие о решении Министерства культуры России: она отдыхает где-то на Адриатике. Вот отрывки из интервью, которое она дала белградскому телеканалу "Студио Б" весной этого года".

Майя Милош: "Я, прежде всего, хотела сделать фильм о том, как живет сербская молодежь. Я видела на YouTube снятые молодые людьми клипы, в которых было много насилия и сексуальные сцены с участием молоденьких девочек. У подростков много энергии, они не умеют ее направить, не знают, что с ней делать. Вот эта правда и является провокативной в моем фильме. Когда ситуация оголена, это всегда вызывает реакцию – положительную или отрицательную. Да, есть в фильме откровенные сцены, но это не самое важное. Мне кажется, пора вернуться в 60-тые и 70-тые годы, когда фильмы и искусство были наполнены эротикой, а теперь мы считаем, что стали очень свободными, а на самом деле живем в крайне консервативном обществе. Я хотела показать чувства, лишенные романтики. Они зачастую связаны с пьянством, наркотиками, насилием. Правда, это не то насилие, которое выходит на первые страницы газет, это насилие для развлечения, порой вызванное скукой. Это "несерьезное" насилие я показала в фильме очень открыто и прямо; естественно было не скрывать и секс, который также интересует молодежь".

А вот ответ Майи Милош на вопрос, кто из режиссёров больше всего на нее повлиял.

Майя Милош: Мой вкус сформировали Бунюэль, Антониони, Феллини, позже Кен Рассел и Боровчик. А когда я снимала ""Клип", я хотела опираться на традиции сербской "черной волны". Прежде всего, это Жика Павлович, Душан Макавеев, Саша Петрович. Эти режиссеры с такой любовью, с такой честностью и искренностью показывали горячие общественные проблемы, и это никогда не выглядело вульгарно.

А вообще конечно не очень понятно, как же тогда в Минкульте разрешили показ по Первому каналу сериала Германики "Школа", который весьма напоминает данный фильм, хоть конечно работы Германики по сравнению с Милош выглядят гораздо более "причесанней".

Подписка

Оставайтесь с нами